Календарный план разрабатывается для каждой отдельно взятой избирательной кампании и разрабатывается в целях обеспечения единообразного применения кандидатами, избирательными объединениями, избирателями, избирательными комиссиями, органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами, а также иными организациями законодательства, регулирующего проведение соответствующих выборов, в первую очередь в части сроков выполнения избирательных действий.
Календарный план утверждается организующей выборы избирательной комиссией в возможно короткий срок после официального опубликования в средствах массовой информации решения о назначении выборов.
Утвержденный календарный план размещается на сайте соответствующей комиссии в сети Интернет, а также подлежит опубликованию.
Прием документов для выдвижения кандидата по одномандатному избирательному округу осуществляется ОИК, которая размещает в сети Интернет (в режиме «только чтение») сведения о кандидатах, выдвинутых по одномандатному избирательному округу, и информацию об изменениях в этих сведениях в объеме, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
При приеме документов для регистрации кандидата ОИК выдает кандидату или уполномоченному представителю политической партии документ, подтверждающий их прием, с указанием даты и времени начала и окончания приема.
ОИК регистрирует уполномоченных представителей по финансовым вопросам, назначенных кандидатами. Срок полномочий уполномоченного представителя кандидата по финансовым вопросам начинается со дня его назначения и истекает через 90 дней со дня голосования
Доверенные лица кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, регистрируются ОИК в течение пяти дней после дня поступления письменного представления кандидата о назначении доверенных лиц вместе с заявлением самого гражданина о согласии быть доверенным лицом, но не ранее уведомления ОИК о выдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу.
Выдвинутый или зарегистрированный кандидат может подать письменное заявление в ОИК об отказе от участия в выборах. такое заявление отзыву не подлежит, а ОИК принимает соответствующее решение.
Кандидат, со дня представления в ОИК документов для регистрации, вправе назначить одного члена этой ОИК с правом совещательного голоса, а в случае регистрации кандидата - по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую нижестоящую избирательную комиссию.
Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их и назначить других доверенных лиц, уведомив об этом ОИК, которая аннулирует выданные отозванным доверенным лицам удостоверения.
Кандидат или уполномоченный представитель кандидата по финансовым вопросам не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования общих результатов выборов депутатов Государственной Думы представляют в ОИК итоговый финансовый отчет.
Проверка достоверности сведений о кандидатах является одной из основных задач, решаемых КРС при ОИК (наряду с вопросами финансирования выборов и избирательных кампаний кандидатов и политических партий).
КРС при ОИК осуществляет, с помощью соответствующих органов, проверки сведений, представленных кандидатами, в т.ч. сведений о судимости, о гражданстве, о расходах и др.
Для проведения проверок ЦИК России заключила ряд соглашений и взаимодействии с ведомствами и министерствами российской Федерации, в т.ч. с Министерством внутренних дел, Пенсионным фондом, Федеральной налоговой службой и др.
ОИК важно знать, в какие сроки и в какие ведомства следует направлять запросы при проверке сведений о кандидатах, а какие сведения поверяются централизованно с выгрузкой результатов в ГАС «Выборы».
Ряд сведений проверяется в отношении не всех кандидатов, а лишь
при наличии достаточных оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При наличии таких обстоятельств следует направлять запросы в проверяющие органы в зависимости от конкретной ситуации.
После уведомления ОИК о выдвижении, самовыдвиженцы и партийные кандидаты открывают избирательные счета, из которых оплачивают изготовление подписных листов, готовят и подают в ОИК пакет документов на регистрацию.
Подписные листы и иные связанные с ними документы представляются в ОИК не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования (последнего дня голосования) до 18 часов по местному времени.
Выборочная проверка подписных листов проводится ОИК после выдачи кандидату документа, подтверждающего прием документов, представленных для регистрации.
Результаты проверки подписных листов заносятся проверяющим в ведомости проверки подписных листов. По результатам обобщения информации, содержащейся в ведомостях, составляется итоговый протокол проверки подписных листов, который прилагается к решению окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации.
Документы хранятся один год со дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы восьмого созыва. По истечении срока хранения они уничтожаются по акту в установленном порядке.
ОИК и кандидаты являются субъектами избирательного процесса, постоянно контактируют друг с другом, формы и порядок их взаимодействия оговорены федеральным законом.
Для финансирования избирательной кампании кандидат обязан создать собственный избирательный фонд. Распоряжаться средствами избирательного фонда, а также предоставлять отчетность в ОИК, может сам кандидат, а также уполномоченный представитель кандидата по финансовым вопросам.
Доверенные лица кандидатов осуществляют агитационную и иную деятельность в пользу кандидата. Доверенное лицо не имеет полномочий наблюдателя, но может присутствовать на всех заседаниях ОИК.
Со дня представления в ОИК документов о выдвижении, кандидат вправе назначить одного члена этой комиссии с правом совещательного голоса.
Кандидат открывает специальный избирательный счет для формирования своего избирательного фонда в субъекте Российской Федерации, где образован одномандатный избирательный округ. ОИК контролирует соблюдение порядка открытия такого счета.
Предвыборная агитация – деятельность, осуществляемая а период со дня выдвижения кандидата и до 24 часов по местному времени в день, предшествующий дню голосования.
При поступлении агитационного материала в ОИК следует проверить его и прилагаемые к нему документы на предмет соответствия требованиям законодательства о выборах о порядке изготовления агитационных материалов.
В целях обеспечения контроля со стороны ОИК за соблюдением установленного порядка проведения предвыборной агитации, постановлением ЦИК России от 14.02.2013 № 161/1192-6 утвержден Регламент использования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».
Агитационный материал кандидата, являющего физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, кандидата, аффилированного с выполняющим функции иностранного агента лицом, должен содержать информацию о данных фактах.
Кандидатам, их доверенным лицам и уполномоченным представителям по финансовым вопросам, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей.
В случае, если в ОИК представлен агитационный материал, выпущенный с нарушением требований избирательного законодательства, кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения вручается извещение о наличии нарушений, которые исключают возможность распространения этого агитационного материала.
ОИК в пределах своей компетенции рассматривает поступившие в период избирательной кампании обращения о нарушении закона, проводит проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы.
Формы бюллетеней для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва утверждаются постановлением ЦИК России. Текст бюллетеня на русском языке утверждается ОИК после окончания периода регистрации кандидатов.
После получения формы и текста бюллетеня, утвержденных ЦИК России, ИКСРФ на основании своих решений осуществляют закупку услуг по изготовлению бюллетеней.
ОИК получает тираж бюллетеней из ИКСРФ и на основании своего решения распределяет и передает бюллетени в соответствующие ТИК.
Ответственность за передачу и сохранность бюллетеней несут председатели избирательных комиссий, осуществляющих передачу, получение и хранение бюллетеней.
Порядок рассмотрения обращений, поступивших в ОИК по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва в ходе избирательной кампании, установлен ч. 2 ст. 98 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
По обращениям, поступившим в день голосования, ответы даются немедленно, а по обращениям, поступившим после дня голосования, но до установления итогов голосования, результатов выборов депутатов Государственной Думы, – до принятия решения об итогах голосования о результатах выборов.
ОИК формирует Рабочую группу по предварительному рассмотрению жалоб (заявлений) с привлечением представителей правоохранительных органов.
При рассмотрении обращений избирательные комиссии вправе вносить представления о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений в правоохранительные органы и органы исполнительной власти.
Подготовленные по решению Рабочей группы документы по жалобе (заявлению) в установленном порядке вносятся на рассмотрение ОИК.
ОИК получает из территориальных избирательных комиссий первые экземпляры протоколов № 1 и № 2 и прилагающиеся к ним документы.
ОИК получает из нижестоящих ТИК по телекоммуникационным каналам связи ГАС «Выборы» сведения и обеспечивают оперативный контроль за их своевременным вводом в ГАС «Выборы» в ТИК.
ОИК заблаговременно определяет порядок работы членов избирательной комиссии в день (дни) голосования и порядок обработки протоколов ТИК. Все действия членов ОИК должны находиться в поле зрения членов этой избирательной комиссии, иных лиц, имеющих право присутствовать при определении результатов выборов.
В случае проведения в субъекте Российской Федерации ДЭГ его данные учитываются при составлении соответствующих протоколов ОИК и сводных таблиц.
На основании протоколов № 1 ТИК об итогах голосования ОИК составляет протокол № 1 о результатах выборов по одномандатному избирательному округу, а на основании протоколов № 2 ТИК об итогах голосования составляет протокол № 2 об итогах голосования по федеральному избирательному округу на территории одномандатного избирательного округа.
ОИК проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие в комиссию жалобы (заявления), после этого подписывает протоколы и выдает их заверенные копии. Первые экземпляры протоколов ОИК с приложенными к ним документами упаковываются в пакет и с сопроводительным письмом направляются в ЦИК России фельдъегерской связью.
Все документы, образующиеся в процессе деятельности ОИК, подлежат обязательному учету и регистрации (включая входящую и исходящую корреспонденцию, внутреннюю переписку), согласно номенклатуре дел, принятой в ОИК.
В связи с тем, что срок полномочий ОИК истекает через два месяца со дня официального опубликования общих результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных п.2 ст. 29 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»), непосредственное хранение и уничтожение избирательной документации ОИК осуществляется ЦИК России и ИКСРФ.
ГАС «Выборы» обеспечивает гласность, достоверность, оперативность и полноту информации о выборах и референдуме.
Результатом развития ГАС «Выборы» до 2022 года определено создание Цифровой платформы реализации основных гарантий избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации как новой версии ГАС «Выборы».
ГАС «Выборы» применяется для автоматизации контроля, учета, оперативного представления данных о ходе подготовки, проведении и предварительных итогах голосования.
ОИК и ТИК, в том числе ТИК федеральной территории «Сириус», своими решениями образуют группы контроля за использованием ГАС «Выборы» либо отдельных ее технических средств из числа членов соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
Календарный план разрабатывается для каждой отдельно взятой избирательной кампании и разрабатывается в целях обеспечения единообразного применения кандидатами, избирательными объединениями, избирателями, избирательными комиссиями, органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами, а также иными организациями законодательства, регулирующего проведение соответствующих выборов, в первую очередь в части сроков выполнения избирательных действий.
Календарный план утверждается организующей выборы избирательной комиссией в возможно короткий срок после официального опубликования в средствах массовой информации решения о назначении выборов.
Утвержденный календарный план размещается на сайте соответствующей комиссии в сети Интернет, а также подлежит опубликованию.
Информационно-разъяснительная деятельность (ИРД) избирательных комиссий – специализированная управленческая деятельность, направленная на создание, поддержание и развитие взаимодействия между участниками выборов, имеющая целью способствовать более полному информированию граждан об избирательном законодательстве, ходе подготовки и проведения выборов, сроках и порядке осуществления действий и процедур, кандидатах, политических партиях, итогах голосования и результатах выборов, а также содержать мероприятия разъяснительного характера, направленные на активизацию участия граждан в выборах различных уровней.
Полномочия территориальной избирательной комиссии в области информирования указаны в статье 30 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы.
Предвыборная агитация – деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
Агитационные материалы – печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании.
ТИК обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ней в период избирательной кампании обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы.
На выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в каждую участковую избирательную комиссию от каждой политической партии, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, от каждого кандидата, зарегистрированного по соответствующему одномандатному избирательному округу, каждого субъекта общественного контроля, может быть назначено не более двух наблюдателей на каждый день голосования, имеющих право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования.
Политическая партия, кандидат, субъект общественного контроля, назначившие наблюдателей в участковые избирательные комиссии, представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную избирательную комиссию.
Представители средств массовой информации вправе присутствовать на заседаниях комиссии при установлении ею итогов голосования, определении результатов выборов, а также при подсчете голосов избирателей.
Закупка услуг по изготовлению бюллетеней осуществляется избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации у полиграфической организации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Порядком осуществления закупок, утвержденным постановлением ЦИК России от 3 февраля 2021 года № 282/2070-7.
Доставка бюллетеней, изготовленных по решению ИКСРФ, в нижестоящие избирательные комиссии осуществляется организацией, оказывающей услуги по доставке, или избирательными комиссиями самостоятельно.
Ответственность за передачу и сохранность бюллетеней несут председатели избирательных комиссий, осуществляющих передачу, получение и хранение бюллетеней.
Особое место в системе избирательных комиссий занимают участковые избирательные комиссии. Основная задача по обучению УИК состоит в том, чтобы дойти до каждого члена участковой избирательной комиссии. Не просто до ТИКов, а до каждого члена УИК. В доступной и понятной форме необходимо донести каждому члену избирательной комиссии тот минимум знаний, который он должен будет применить во время избирательной кампании.
Такие материалы размещаются на обучающих ресурсах РЦОИТ при ЦИК России.
Помещение избирательного участка, и оборудование, находящееся в нем, должны соответствовать установленным санитарным правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, быть удобным для избирателей (в том числе для инвалидов-колясочников).
Помещение для голосования должно быть таких размеров и оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов (при их использовании) одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей. В случае использования средств видеонаблюдения указанные объекты также должны одновременно попадать в зону видимости средств видеонаблюдения.
Списки избирателей составляются ТИК отдельно по каждому избирательному участку по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Сведения об избирателях, включаемых в список избирателей, располагаются по наименованиям населенных пунктов, улиц, номерам домов, корпусов, квартир или, в исключительных случаях, при невозможности составления в указанном порядке – в алфавитном порядке.
Информация обо всех избирателях, включенных в списки избирателей по месту жительства на основании поданных в УИК заявлений о включении в список избирателей по месту жительства и получивших избирательный бюллетень (бюллетени), передается из ТИК в избирательные комиссии соответствующих субъектов Российской Федерации, которые не позднее чем через 10 дней после дня (последнего дня) голосования направляют ее в ЦИК России для проведения проверки однократности получения избирателями избирательных бюллетеней.
Порядок рассмотрения обращений, поступивших в территориальную избирательную комиссию в ходе избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы восьмого созыва, установлен пунктом 4 статьи 20 Федерального закона № 67-ФЗ и частью 2 статьи 98 Федерального закона № 20-ФЗ.
Избирательные комиссии вправе обращаться в правоохранительные органы с представлением о проведении проверки фактов нарушения Федерального закона № 20-ФЗ, иных федеральных законов в части, касающейся подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы, и о принятии соответствующих мер.
В случае поступления в избирательную комиссию жалобы на ее решение, действие (бездействие) или действие (бездействие) ее должностных лиц, соответствующая избирательная комиссия незамедлительно должна направлять такую жалобу в уполномоченную на ее рассмотрение комиссию. В отношении жалоб на решение, действие (бездействие) территориальной избирательной комиссии при проведении выборов депутатов Государственной Думы такой комиссией будет являться соответствующая окружная избирательная комиссия.
После внесения данных протоколов УИК в увеличенные формы сводных таблиц ТИК с указанием даты и времени их внесения председатель, секретарь или иной член УИК с правом решающего голоса передает первые экземпляры протоколов УИК с приложенными к ним документами члену ТИК с правом решающего голоса, который проверяет правильность составления протоколов и полноту приложенных к ним документов. Данные, содержащиеся в протоколах, незамедлительно вводятся в ГАС «Выборы», в том числе с использованием Технологии.
ТИК оформляет свои решения об итогах голосования на соответствующей территории двумя протоколами: протоколом № 1 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу и протоколом № 2 об итогах голосования по федеральному избирательному округу (далее – протоколы ТИК) и передают их в вышестоящую окружную избирательную комиссию.
Если протоколы и (или) сводные таблицы ТИК составлены в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы, член ОИК с правом решающего голоса вносит данные, содержащиеся в этих протоколах, в увеличенные формы соответствующих сводных таблиц ОИК.
Важной составляющей документационного процесса любой организации являются вопросы хранения документов, образующихся в процессе деятельности конкретно взятой организации.
Помимо общепринятых стандартов хранения документации, регламентируемых действующим законодательством и нормативными актами, хранение избирательной документации имеет свои особенности и свою специфику, что обуславливается особой значимостью и сложностью избирательного процесса.
Обеспечивать сохранность документов в течение законодательно установленных сроков их хранения, обязаны все избирательные комиссии, вне зависимости от их уровня.
На основании представленных МИД России сведений о зарубежных участках постановлением ЦИК России устанавливается их единая нумерация. Зарубежная УИК формируется руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации.
Руководство деятельностью зарубежных УИК на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, осуществляют ТИК г. Байконура, сформированная ЦИК России, и определенные постановлениями соответствующих ИКСРФ территориальные избирательные комиссии, являющиеся вышестоящими избирательными комиссиями по отношению к зарубежным УИК.