Интервью с Владимиром Ильичом Лафитским

Интервью с Владимиром Ильичом Лафитским

Интервью с заместителем директора по научной работе Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, членом-корреспондентом Международной академии сравнительного права, Заслуженным юристом Российской Федерации, кандидатом юридических наук Владимиром Ильичом Лафитским



- Владимир Ильич, под Вашей редакцией РЦОИТ при ЦИК России выпустил семь книг «Современные избирательные системы». В настоящее время готовится восьмой выпуск. Есть ли аналоги подобного издания в мире? Какие задачи ставились перед этим проектом?

- Создавая эту серию, мы ставили цель анализа нашего законодательства не с точки зрения абстракции, а в сопоставлении с другими современными избирательными системами в контексте общемировых тенденций развития. Это всегда полезно для того, чтобы понять в каком направлении мы движемся, что необходимо скорректировать, дополнить или изменить, а что необходимо непременно сохранить. В осуществлении такой очень масштабной ключевой цели, думаю, мы смогли добиться успеха. Собран и обработан совершенно уникальный материал, который до нас никто не мог освоить, прежде всего, по причине его колоссального объема. 

Аналогов нашему проекту, насколько я знаю, нет. Есть разные издания, но за подготовку таких фундаментальных исследований, охватывающих все стороны современных избирательных систем очень большого круга стран, никто в мире еще не брался. И надо отдать должное и сказать слова благодарности Российскому центру избирательных технологий при ЦИК России, который взял на себя эту очень сложную функцию по реализации этого проекта. 

- Публикуемые материалы имеют ценный зарубежный опыт, который может быть использован в целях совершенствования российского законодательства о выборах. Какой передовой опыт, на Ваш взгляд, может быть использован Россией в первую очередь? 

Наше законодательство находится в русле общего вектора развития современного избирательного законодательства. Где-то мы опережаем другие страны. В частности, речь идет о правовом обеспечении полного учета и регистрации избирателей. В этом отношении мы выгодно отличаемся от многих стран, где действует заявительный порядок регистрации, и «теряются» очень многие потенциальные избиратели. В решении таких вопросов поделиться своим позитивным опытом с другими странами. 
Вместе с тем, есть много вопросов, которые ждут своего решения. Одно из таких потенциальных решений – это правовое регулирование дистанционного голосования.

Наша задача заключается в том, чтобы обеспечить возможность реализации избирательного права, по возможности, как можно более широким числом избирателей населения, а это требует внедрения современных технологий, к которым наша страна пока еще не вполне готова. Предстоит решить много технических вопросов, связанных с удостоверением личности, с обеспечением безопасности передачи информации, обеспечения тайны голосования, сбора и сохранения информации, её обобщения, подсчета голосов и т.д. Эти вопросы крайне сложно решаются. 

Сложно сказать, когда мы сможем подготовиться к внедрению дистанционного голосования. Вместе с тем, следует отметить, что в некоторых странах такая работа уже проводится. Так, дистанционное голосование внедряется в некоторых латиноамериканских странах, в отдельных муниципалитетах США. Такие нововведения, как показывает практика, повышает уровень доверия населения к выборным органам власти. Поэтому их необходимо внедрять, но внедрять очень осторожно, с тем, чтобы не допустить никаких ошибок, ведущим к сбоям в избирательной системе в целом. Иначе, главную задачу повышения доверия к власти мы не осуществим и, уничтожим своими руками очень важный, необходимый для страны механизм.

- Что можно ещё взять?

Наше законодательство, к сожалению, отличается чрезмерной детализацией многих вопросов избирательного права. В результате, оно стало труднодоступным для понимания наших избирателей. 

Системный дефект нашего законодательства заключается в том, что оно обращено в основном к тем, кто занимается организацией выборов, а не к самим избирателям. Понять такой технически сложный язык наших избирательных законов население не может и плохо ориентируется в них. У нас очень громоздкое избирательное законодательство. 

На мой взгляд, надо очень подробным образом регламентировать финансовые отношения, но многие вопросы, связанные с организацией выборов, все-таки оставить для избирательных комиссий. Не нужно пытаться жестко регламентировать каждый шаг. Это неправильно. И потом законы мы пишем всё-таки для граждан, а не для избирательных комиссий. 

В избирательном законодательстве не должно быть «диалога» законодателей с другими госструктурами. Надо всегда помнить о том, что конечным потребителем законодательного продукта является гражданин. Следовательно, и писать законы надо доступным для него языком. Если этого нет, у населения тут же появляются какие-то подозрения. Почему такой сложный язык? Почему не можем понять, что стоит за той или иной нормой? И здесь мы опять возвращаемся к той конечной, глобальной цели повышения доверия к власти, о которой я говорил. А эта цель при таком законодательстве утрачивается, становится недостижимой.

- Какие конкретно страны здесь интересны для использования их опыта?

В этом вопросе можно было бы использовать опыт некоторых скандинавских стран. В частности Швеция и даже Великобритания сейчас используют более понятный язык при изложении норм законодательства, в том числе избирательного. И вообще сейчас во многих странах ставится глобальная задача сделать свое законодательство более доступными. К сожалению, мы к решению этой задачи даже еще не приблизилось, в отличие, например, от Великобритании, которая до недавнего времени «славилась» своим технически сложным законодательством. Там сейчас прилагаются титанические усилия к тому, чтобы сделать законодательство более доступным для населения. Даже в нормах закона даются разъяснения очень простым, ясным языком, который не допускает разных толкований. И это правильно. И мы тоже должны к этому стремиться, особенно в такой сфере, как избирательное законодательство, потому что именно оно во многом определяет градус доверия населения к власти.

Владимир Ильич, можно ли сказать, что понятное, четкое, доступное избирательное законодательство является одним из условий доверия граждан к выборам и, как следствие, органам власти?

Да, конечно, если нет доверия к тексту закона, не будет и доверия к тем органам власти, которые формируются на основе этих законов. Это - четкая закономерность. Поэтому, основываясь на том опыте, который взят сейчас на вооружение многими странами, надо продумать вопрос об упрощении очень многих норм избирательного законодательства. Конечно, кроме тех вопросов, которые действительно являются технически сложными, как пример, финансирование выборов. Тут надо все детально прописывать, чтобы не было ловушек, чтобы не было каких-то противоречий и пробелов, которые будут использоваться для финансовых махинаций и искажения самой цели выборов.

- В книгах по современным избирательным системам значительное место занимают федеративные государства. Видите ли Вы какие-то интересные подходы в мировом опыте по совершенствованию нашей федеративной избирательной системы?

Прежде всего, надо сказать, что нам надо больше доверять нашим коллегам из регионов. Опыт очень многих федеративных государств показывает, что большую часть нагрузки берут на себя избирательные органы субъектов федерации, не центральные избирательные комиссии. Центральные избирательные комиссии, как правило, только контролируют. Контролирует очень жестко соблюдение федерального законодательства. И вот тут акценты со временем в нашей стране необходимо сместить. Я понимаю, что на каком-то этапе ЦИК РФ выполняла роль локомотива, который вез весь состав избирательных комиссий нашей страны. Но сейчас опыт накапливается, с опытом приходит мудрость, осваивается искусство проведения избирательных кампаний и выборов. И, наверное, на каком-то этапе надо будет потихоньку региональные избирательные комиссии выводить на более самостоятельный курс. 

Очень существенный вопрос – это политические партии. У нас, к сожалению, развитие избирательного законодательства и законодательства о политических партиях не синхронизировано. А как показывает опыт большей части зарубежных стран, необходимо, чтобы реформы избирательной системы и системы политических партий проводились одновременно. Потому что это очень взаимно связанные явления, тесно сплетенные институты, и разрывать их нельзя. 

Образно говоря, чтобы «открыть дверь» к демократическим реформам, необходимо синхронно использовать два ключа: первый ключ - избирательное законодательство, второй ключ – законодательство о политических партиях. А у нас нет такой синхронности нет, что, несомненно, препятствует реализации не только общих задач демократизации, но эффективного правового регулирования выборов. 

Третье, что необходимо учесть, нам надо расширять практику таких форм прямой демократии, как референдумы, использовать иные механизмы, как, например, прямые законодательные и конституционные инициативы. Пусть пока только на уровне муниципальных образований и на уровне отдельных субъектов Российской Федерации, но этот опыт необходимо внедрять. Конечно, он есть и в нашей стране, но он не так обширен, как, например, в США, Швейцарии, многих других странах. Конечно, и в этих странах институты прямой демократии срабатывают не всегда удачно. Так, в порядке прямой народной инициативы нередко выдвигаются неудачные или, еще хуже, бестолковые законопроекты об изменении законов и конституций. Но опять, возвращаясь к ключевой идее, даже такие неудачные идеи и проекты цементируют отношения между властью и населением. А вот эти механизмы как раз-то и служат достижению этой цели в наибольшей мере.

- Какой мировой опыт можно использовать в России в части ответственности за нарушения избирательного законодательства?

Наше законодательство в этой сфере хорошо развито, и здесь еще какие-то нормы включать, наверное, не стоит. Меры ответственности достаточно жесткие, во многом они обоснованы, обеспечивая порядок в проведении и организации выборов. Нужно ли еще усиливать, дополнять? Не думаю. Проблема в другом – в застарелой болезни сбоев в правоприменительной практике. Тут, конечно, нужно использовать все нормы, все доступные в праве возможности, чтобы ответственность за нарушения избирательного законодательства была обоснованной, соразмерной тяжести правонарушений и реальной, а не мифической. Здесь, конечно, предстоит очень большая работа. У нас много норм, которые являются спящими. Нужно их пробудить, чтобы они реально действовали, чтобы они действительно обеспечивали правильное проведение выборов и правильную организацию избирательных кампаний.


Беседу с Владимиром Ильичом Лафитским вёл доктор политических наук, член Общественного научно-методического консультативного совета при ЦИК России Александр Николаевич Аринин.
Последние новости
«Гражданин. Выборы. Власть»: приглашаем к сотрудничеству

Научно-аналитический журнал ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть» постоянно обновляется. В планах издания на 2024 год – расширение взаимодействия с наиболее авторитетными российскими и международными базами данных научного цитирования.
ЦИК России утверждены результаты выборов

На заседании ЦИК России 21 марта 2024 года представлены итоги голосования на выборах Президента Российской Федерации. Подписаны протокол ЦИК России и сводная таблица голосования.
Выбираем Президента России

Сегодня началось трехдневное голосование на выборах Президента России. Организаторы выборов приложили все усилия для того, чтобы процесс голосования стал максимально доступным и удобным для избирателей.
Выборы-2024: методические материалы

В пятницу, 15 марта, начнется трехдневное голосование  на выборах Президента России. В эти дни напряженная работа предстоит членам участковых избирательных комиссий. Все они прошли предварительное обучение, в том числе – с использованием наших материалов и ресурсов.
Список избирателей: проверь свои данные

В список избирателей включаются граждане, обладающие активным избирательным правом.  Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.
Конкурс библиотек – 2024

Всероссийский конкурс среди работников региональных и муниципальных библиотек  в текущем году будет проводиться с 28 февраля по 25 декабря.
Обучение: практикум для членов УИК

Для обеспечения единого подхода к обучению членов участковых избирательных комиссий к выборам Президента Российской Федерации подготовлены учебные материалы для членов УИК.