Коалиционное Правительство в Российской Федерации: старые и новые инициативы

Коалиционное Правительство в Российской Федерации: старые и новые инициативы

Коалиционное Правительство в Российской Федерации: старые и новые инициативы

Споры о принципах организации государственной власти в России  ведутся уже не первый год. Мнение о том, что Правительство может формироваться по партийному принципу, еще в феврале 2004 года высказал Олег Морозов, занимавший на тот момент пост вице-спикера Госдумы. 


Первым законодательным шагом в этом направлении стала инициатива депутатов Государственной Думы четвертого созыва, реализованная в виде поправки в Федеральный конституционный закон от 17.12.1997г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», дающей федеральным министрам право на членство в политической партии.

Далее, уже в апреле 2008 года, предположение о том, что в России может быть сформировано «партийное» правительство, было высказано секретарем президиума Генсовета «Единой России» (ныне заместителем Руководителя Администрации Президента РФ) Вячеславом Володиным и рядом других политиков и экспертов. Тогда специалисты указывали на наличие существенных препятствий для изменения принципа функционирования высшего федерального органа исполнительной власти. Так, заведующий кафедрой конституционного права Высшей школы экономики Михаил Краснов отмечал, что для реального перехода к «партийному» правительству «потребуются поправки к Конституции», поскольку конституционные полномочия Главы государства таковы, что «все ключи от основных решений остаются у Президента».

В конце 2014, начале 2015 гг. фракция коммунистов в Государственной Думе вновь вернулась к этой теме, предложив создать в России «коалиционное Правительство», состоящее из представителей разных политических партий, входящих в Парламент страны. Так, заместитель председателя ЦК КПРФ Валерий Рашкин сообщил, что соответствующий законопроект уже «полностью оформлен и юридически выверен». 


Представители фракции КПРФ считают, что должность Премьер-министра, его заместителей, а также министерские портфели, следует распределять, исходя из процента, который партии набрали на выборах в Государственную Думу, в том числе – путем коалиционных переговоров. Одним из аргументов в пользу нововведения они называют «невостребованность парламентских партий в Правительстве». Их кадровый и программный потенциал, по мнению коммунистов, должен заработать в Кабинете министров. При этом в предложенной схеме на тот или иной пост в Правительстве могут претендовать не только депутаты. 

По аналогии с федеральным уровнем парламентарии предлагают создавать «коалиционные правительства» и в субъектах РФ. Их составы также должны зависеть от объема представительства партий в законодательном органе региона. 


Инициативу фракции КПРФ прокомментировали эксперты и представители российских политических партий в рамках «круглого стола» «Коалиционное правительство: за и против», состоявшегося 25 ноября 2014 года в пресс-центре газеты «Московский Комсомолец». Там же директором Института приоритетных региональных проектов Николаем Мироновым был презентован тематический доклад «Государство, способное преодолеть кризис. Предложения по реформе Правительства». Отметим, что мнения участников мероприятия по данному вопросу, равно как и в феврале 2004 года, существенно разошлись.

P.S.: После дефолта 1998 года в Российской Федерации уже использовалась коалиционная система формирования Правительства. Окажется ли она приемлемой для нашей страны сейчас, покажет время. А пока, как отметил лидер КПРФ Геннадий Зюганов, законопроект должен пройти согласование с Президентом РФ и другими фракциями Госдумы.
Последние новости
Атмосфера: завершается экспертиза

Экспертиза работ, направленных для участия во Всероссийском конкурсе на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса «Атмосфера», завершится до конца апреля.
Софиум: награждение победителей

3 апреля 2024 года в ЦИК России состоялось награждение победителей Всероссийской олимпиады школьников по вопросам избирательного права и избирательного процесса. Победителями и призерами стали 49 старшеклассников из 27 регионов Российской Федерации и Федеральной территории «Сириус».
«Гражданин. Выборы. Власть»: первый выпуск 2024 года

Вышел в свет первый в этом году номер научно-аналитического журнала ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть». Материалы выпуска посвящены различным аспектам электоральных процессов в России и за рубежом.
«Гражданин. Выборы. Власть»: приглашаем к сотрудничеству

Научно-аналитический журнал ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть» постоянно обновляется. В планах издания на 2024 год – расширение взаимодействия с наиболее авторитетными российскими и международными базами данных научного цитирования.