4.1.1. Взаимодействие участковой избирательной комиссии с наблюдателями, иностранными (международными) наблюдателями и представителями СМИ,

иными лицами, имеющими право присутствовать в помещении для голосования,

в день голосования

___________________________________________________________________________

 

Наблюдатели

 

Список наблюдателей, которые назначены в соответствующую УИК, данная УИК получает из вышестоящей ТИК.


Для осуществления работы наблюдатель из указанного списка должен представить в УИК направление в письменной форме.


Направление представляется в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования).
Направление подписывается уполномоченным представителем политической партии, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов (с проставлением печати), либо кандидатом, зарегистрированным по соответствующему одномандатному избирательному округу, или его доверенным лицом.
 

В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 2 статьи 33 Федерального закона № 20-ФЗ. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуются.
 

Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, могут назначить в каждую УИК не более двух наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования
 
Наблюдатель вправе носить нагрудный знак, не носящий признаков предвыборной агитации. Форма знака утверждена ЦИК России (см. приложение).

2

 

Места расположения наблюдателей

 

При проведении голосования:

 

Главным в помещении для голосования является избиратель, а участковая избирательная комиссия уполномочена законом создать все условия для его свободного волеизъявления и обеспечения тайны голосования.


В связи с этим решением УИК целесообразно определить места для расположения наблюдателей, с тем чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей:
 

Помещение с одним эвакуационным выходом

Экспликация оборудования

позиции на схеме

Наименование оборудования

1

Столы

2

Стулья

3

Стационарные ящики

4

Переносные ящики

5

Кабины для тайного голосования

6

Информационный стенд

7

Иные специально оборудованные места для тайного голосования

8

Сейф или металлический ящик (шкаф)

9

Огнетушители

 

Помещение с двумя эвакуационными выходами

Экспликация оборудования

позиции на схеме

Наименование оборудования

1

Столы

2

Стулья

3

Стационарные ящики

4

Переносные ящики

5

Кабины для тайного голосования

6

Информационный стенд

7

Иные специально оборудованные места для тайного голосования

8

Сейф или металлический ящик (шкаф)

9

Огнетушители

 

При подсчете голосов:

 

Следует учитывать, что наблюдать за подсчетом голосов избирателей наблюдатель вправе на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей. Таким образом, целесообразно расположить наблюдателей на расстоянии не более 2–2,5 метров от места сортировки  избирательных  бюллетеней.

При этом в ходе оглашения содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей члены УИК представляют избирательные бюллетени для визуального контроля всем присутствующим. Рекомендованное время, в течение которого должна фиксироваться отметка в бюллетене – не менее одной секунды.


Также следует помнить, что подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке производится отдельно по каждому кандидату (списку кандидатов). При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается.

 

Помните, что в соответствии с законом наблюдатель также вправе:
 

  • знакомиться со списком избирателей, с реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в избирательной комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (устных обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

 

  • присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;

 

  • наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней,  открепительных  удостоверений;

 

  • обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия – к лицу, его замещающему;

 

  • знакомиться с протоколами УИК, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, получать от УИК заверенные копии указанных протоколов;

 

  • обжаловать решения и действия (бездействие) УИК в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;

 

  • присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в УИК;

 

  • осуществлять в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем УИК) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря УИК.

 

Для ознакомления с перечисленными выше документами наблюдатель вправе подойти к тому месту, где они располагаются: столы председателя, секретаря УИК, членов УИК, выдающих избирательные бюллетени и работающих со списками избирателей, другими избирательными документами.

 

ЦИК России рекомендует наблюдателям, представителям СМИ обращаться к председателю, заместителю председателя, секретарю УИК в те периоды времени, когда они свободны от выполнения таких обязанностей, как работа с избирателями, проведение заседаний, сообщение в вышестоящую избирательную комиссию информации об открытии избирательного участка, о ходе голосования (на 8.00, 10.00, 12.00, 15.00 и 18.00 по местному времени), решение оперативных вопросов организации голосования, например, подготовка выписок из реестра для голосования вне помещения для голосования, оформление различных актов, внесение предусмотренных законом отметок в список избирателей. Вместе с тем, в случае если наблюдатель становится свидетелем правонарушения или преступления, следует обратиться к председателю УИК или представителю полиции незамедлительно.

Следует учитывать, что председатель УИК следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя УИК, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя УИК его полномочия исполняет заместитель председателя УИК, а в отсутствие заместителя председателя УИК – секретарь или иной член УИК с правом решающего голоса, уполномоченный ею.
 

 

 

Наблюдатель не вправе:

 

  • выдавать избирателям избирательные бюллетени;

 

  • расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного  бюллетеня;

 

  • заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;

 

  • совершать действия, нарушающие  тайну  голосования;

 

  • принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса;

 

  • совершать действия, препятствующие  работе  избирательной  комиссии;

 

  • проводить предвыборную агитацию среди избирателей;

 

  • участвовать в  принятии  решений  избирательной комиссией.

Структура