2.8. Профилактика конфликтов на избирательном участке
_________________________________________________________
Конфликты могут возникнуть на разных стадиях подготовки и проведения выборов.
И причины возникновения конфликтов могут быть разными – это и действительная ошибка, допущенная членом комиссии, это элементарно низкая информированность участников избирательного процесса, это могут быть и специально разыгранные демонстративные действия в целях привлечения внимания и нарушения морального равновесия членов комиссии.
Помните: успех общения во многом определяется:
1) психологической подготовкой – это ваше состояние: желание, энергия, уверенность, позитивный настрой и нацеленность на достижение цели;
2) информационной подготовкой – это знания и необходимая информация, набор документов, аргументов, фактов, данных.
1
Чтобы приступить к разрешению конфликта, необходимо снизить интенсивность негативных эмоций, переживаемых по отношению к оппоненту. Это значит перестать видеть в оппоненте врага, противника.
Не стоит концентрировать свое внимание на негативных эмоциях, жестах, возможно – оскорбительном тоне оппонента. Важно понять проблему, суть претензии, из-за которой возник конфликт.
Не спешите сразу же, как учитель школьнику, разъяснять оппоненту нормы закона, регулирующие порядок той или иной избирательной процедуры. Зачастую люди, вступающие в конфликт, изначально чувствуют за собой правоту и стремятся, по их твердому убеждению, навести порядок, уличить членов избирательной комиссии в неправомерных действиях, потребовать исполнения своих законных прав. До человека, находящегося в таком состоянии, сложно донести информацию, которая поможет разрешить конфликтную ситуацию, а поучительный тон даже способен усилить конфликт.
Поэтому в первую очередь важно уменьшить негативные эмоции противоположной стороны.
Рекомендуется использовать для этого следующие приемы:
В критический момент председатель комиссии должен продемонстрировать свою компетентность, вмешаться в конфликт между членом комиссии и другим участников избирательного процесса либо должным образом отреагировать на претензии в адрес комиссии либо в свой адрес.
Следующие общие рекомендации о поведении в конфликтной ситуации, которые могут пригодиться и в повседневной жизни:
1. Главное, не допустить перерастания этапа работы с вопросами, замечаниями, возражениями и претензиями, относящимися к деловой (содержательной) части разговора, в спор или межличностную конфронтацию (конфликт отношений).
2. Держитесь содержательной части разговора, конкретных фактов.
3. Дайте оппоненту высказаться, не перебивайте его.
4. Признайтесь в том, в чем были, возможно, не правы.
5. Не нападайте и не обвиняйте другого. Это всегда вызывает сильное защитное поведение и провоцирует усиливать противодействие и агрессивность.
6. Сообщите, что вы готовы решить возникшую проблему.
8. Предлагайте варианты ее решения, давайте разъяснения в виде хорошо структурированной информации.
9. Относитесь к себе позитивно, знайте себе цену на столько, чтобы никто не мог «обрушить» вашу самооценку.
2